Статьи и публикации

“Си Проект”: Информационные системы для ВМФ

Практически все построенные в последнее десятилетие корабли ВМФ обеспечены системами информационной поддержки эксплуатации, разработанными специалистами «Си Проект».

Какими возможностями обладают такие системы, с какими трудностями приходится сталкиваться при внедрении IT-технологий и что нового сейчас создается для цифровизации ВМФ — об этом в интервью нашему журналу рассказал Василий Анатольевич Власов, заместитель генерального директора ЗАО «Си Проект».

Беседовала Ирина Новикова

—  Зачем Военно-морскому флоту нужны программно-аппаратные комплексы, которые разрабатывает ваша компания?

— Флот — это среда обитания и для техники, и для людей. Корабль — это же своего рода дом в море, в котором длительное время в отрыве от базы живет экипаж, работают механизмы. Отрыв от большой земли диктует свои правила. И первое из них — техника должна быть исправна. Для этого ее необходимо правильно эксплуатировать, вовремя проводить технические осмотры, ремонты и т. д. С другой стороны, любая техника может выйти из строя. И в море ее нужно качественно и быстро отремонтировать. Значит, экипаж должен обладать соответствующими навыками и быть обеспеченным необходимыми материалами и инструментами.

Как правило, эта сложная управленческая задача решается путем анализа самого технического средства и того, на что способны люди. Еще необходимо спрогнозировать разные форс-мажорные ситуации на корабле. Термин «управление жизненным циклом» получил в последнее время широкое распространение, хотя понятие это существует столько же, сколько и сама техника. До недавнего времени задачу решали путем ведения записей в журналах, а также формированием донесений, обобщением информации, составлением планов и т. д.

Компьютер же, во-первых, позволяет обрабатывать огромный объем информации. Во-вторых, он делает это гораздо быстрее. Но самая большая трудность сегодня состоит в том, чтобы перейти от привычной схемы на новую…

—  Но ведь флот уже пользуется результатами информационных технологий?

— Да, но выборочно. Проблема эта мировая. Наши западные партнеры, используя разные термины (CALS-технологии, интегрированная логистическая поддержка, управление жизненным циклом), внедряют IT-технологии на флоте достаточно давно. Хотя и у нас уже есть системы, которые позволяют автоматически вырабатывать, передавать и где-то накапливать информацию о различных технических средствах. Тогда у судовладельца голова не болит о том, что и как ему спланировать. Он просто получает сообщение, что «на судне возможны такие-то сбои, и в таком-то порту его будут ожидать осмотр и ремонт».

—  Это фрагмент из фантастического романа?

— Нет, это уже реальность. Но пока только в гражданском секторе судостроения. Там меньше засекреченных данных и ограничений. У ВМФ все намного сложнее, но процесс постепенно идет.

Начиная с корвета проекта 20 380, который строился на «Северной верфи», наша компания устанавливала на новые корабли системы обеспечения эксплуатации и живучести. Позже «Си Проект» разработал более совершенные комплексы для флота. В частности, программно-аппаратный комплекс информационной поддержки эксплуатации Seascape уже стоит на многих подводных лодках и кораблях, которые строились в России в последнее десятилетие.

—  Такой комплекс обязателен для каждого нового корабля?

— Наши комплексы с информационной базой по конкретному проекту позволяют спланировать техническое обслуживание и ремонт объекта, сообщают, есть ли в наличии необходимый ЗИП или его нужно заказать, ускоряют процесс формирования документации. Техническое задание на строительство кораблей может предусматривать установку таких систем. Но обязательного требования к наличию на корабле такой составной части — пока нет.

—  А должно быть?

— В общем-то, да. Например, когда-то было принято решение, что все данные в Налоговую службу следует подавать в электронном виде, а не на бумаге: это позволило оперативно проводить анализ налоговых данных, собирать статистику. Но система управления, построенная на бумажных носителях, не может в одночасье перейти на электронный документооборот. Для этого нужно время.

—  Да, это так. А с какими трудностями сталкиваетесь вы, выполняя работу для ВМФ?

— Мы поставляем свои системы как составную часть корабля (как, например, насосы или мебель). Но, в отличие от материальных объектов, программные комплексы сначала создают, а потом дают ими пользоваться, чтобы впоследствии доработать до нужд конкретного пользователя. Но такой формат не предусмотрен регламентом ВМФ. Сегодня все разработчики информационных систем находятся в сложных условиях взаимодействия с Минобороны. Но процесс постепенно движется.

Внедряя программные продукты, которые позволяют собирать информацию непосредственно с объектов, мы уже сегодня реализовали возможность передачи данных на берег, интеграцию всей информации в единый комплекс. Кроме того, предприятия, которые занимаются сервисным обслуживанием кораблей и судов, тоже могут получать эту информацию. Соответственно, они могут планировать свою деятельность.

В общем, снизу уже сформирован кластер (в нем сегодня порядка 80 кораблей), который способен вырасти в систему. Но для широкого распространения необходима поддержка сверху.



—  Какие еще разработки компания «Си Проект» предлагает Военно-Морскому Флоту?

— Еще одно наше направление — программная платформа для создания ИЭТР (интерактивные электронные технические руководства). По сути, это эксплуатационная документация для всего корабля.

«Си Проект» отличается от конкурентов тем, что мы предлагаем комплексное решение по переводу данных с бумажных носителей (или адаптацию каких-то цифровых форматов) и созданию электронной базы всего корабля с возможностью поиска информации, ее компоновки и вывода под запросы конкретного пользователя. ИЭТР позволяет исключить потерю документации, уменьшить ее объем до нескольких дисков-носителей, быстро делать копии и т. д.

—  Я знаю, что «Си Проект» занимается и разработкой программных решений, которые предназначены для обучения экипажей. Расскажите о них подробней.

— Да, в 2019 году мы разработали новый продукт Seamatica Class. Это решение выполняет целый комплекс задач: обучение личного состава (или в гражданском флоте — экипажа), контроль знаний, повторение, тестирование, выявление слабых сторон. Изначально эта платформа разрабатывалась для учебного центра, но ничто не мешает использовать ее непосредственно на объекте, в море.

Кроме того, одной из ведущих среди аналогов является наша Система информационной поддержки борьбы за живучесть. Еще мы делаем наиболее актуальный сейчас продукт, соединяющий два разных комплекса, эксплуатацию и живучесть, — это Система обеспечения эксплуатации и живучести. Такая система уже установлена на головном корабле проекта 22 800.

Все базируется на информации о корабле, на правилах управления техническими средствами (их отключение, включение), на данных с датчиков (температура, давление, уровень воды и т. п.). Информация обрабатывается с учетом регламентов ВМФ, и предлагается порядок действий для личного состава. Компьютер позволяет расширить стандартные рекомендации, поскольку учитывает информацию об устройстве конкретного корабля и сочетание исходных данных.

Сегодня эти комплексы используются на кораблях в основном как тренажеры. Задается ситуация, компьютер формирует рекомендации, личный состав отрабатывает действия.

—  «Си Проект» — это ведь коммерческая организация, и чтобы развиваться, вам необходимо рассказывать о своих достижениях. Чем планируете удивлять посетителей Военно-Морского салона?

— Действительно, мы много участвуем в выставках, презентуем свои разработки, делимся опытом. На Военно-Морском салоне, который пройдет в Санкт-Петербурге, мы будем демонстрировать программно-аппаратный комплекс поддержки эксплуатации. Кроме того, специалисты «Си Проект» проведут в рамках МВМС-2019 конференцию, посвященную новым продуктам компании, в том числе, мы расскажем о преимуществах обучающего комплекса Seamatica Class.

Приглашаем всех желающих посетить наш стенд № 759 в павильоне 7.