Статьи и публикации

Использование программного комплекса управление эксплуатацией "Seascape" для объектов морской техники атомной и нефтегазовой отраслей

Атомная и нефтегазовая отрасли сегодня являются наи-
более высокотехнологичными отраслями промышленности
и по сути стартовой платформой, обеспечивающей внедре-
ние передовых инновационных технологий, их адаптацию
и применение в смежных прикладных областях. Процессы
добычи, транспортировки и переработки природного газа
и нефти, использования атомной энергии сопряжены с ис-
пользованием сложного и дорогостоящего оборудования,
нуждающегося в грамотном обслуживании и ремонте. Доля
затрат на приобретение и обслуживание техники в структу-
ре расходов предприятий атомной и нефтегазовой отрасли
велика, а, значит, уровень их конкурентоспособности в су-
щественной степени зависит от того, насколько эффективно
будет использоваться оборудование.
На различных этапах жизненного цикла сложные инже-
нерные объекты, такие как плавучие атомные электростанции
и буровые платформы, а также морские транспортные объек-
ты, проходят множество состояний: замысел, формирование
исходных технических требований, проектирование архитек-
туры и разработка рабочей конструкторской документации,
изготовление, эксплуатация, модернизация и вывод из строя.
В управлении различных федеральных ведомств, а также
Российских энергетических компаний с государственным
участием находится большое количество морской техники,
в частности:
– плавучие атомные электростанции (Росатомфлот);
– морские и речные суда для осуществления контейнер-
ных и других видов перевозок (например, Совкомфлот);
– танкеры для транспортировки сжиженного газа и нефти
(Газфлот,Роснефть);
– флот для проведения спасательных операций (Феде-
ральное агентство морского и речного транспорта);
– ледокольный флот, в том числе атомные ледоколы (Рос-
морпорт, Росатомфлот);
– морская техника для освоения шельфа (Газпром, Рос-
нефть).
Для перечисленных видов техники характерны такие осо-
бенности, как высокая техническая сложность, длительный
(до 50 лет) срок и высокая стоимость эксплуатации, эколо-
гические риски, автономный характер использования и вы-
сокие требования к надежности и безопасности эксплуатации.
Эксплуатация таких объектов часто осуществляется в сложных
климатических условиях, связана с соблюдением повышен-
ных норм безопасности, а также экологическими рисками.
Для поддержания надлежащего технического состояния
объектов морской техники требуется постоянное проведение
комплекса мероприятий по отслеживанию износа основных
механизмов, проведению технического обслуживания и ре-
монта, поставке и замене запасных частей. От организации
процесса эксплуатации в существенной степени зависит на-
дежность работы объекта морской техники и эффективность
его использования.
Для грамотной организации процесса эксплуатации мор-
ской техники Российскими компаниями, как и во всем мире,
широко используются информационные системы класса EAM
(Enterprise Аsset Management – управление корпоративными
активами). Системы данного класса используются для систе-
матизации и оптимизации правил обслуживания техники,
планирования использования, технического обслуживания
и ремонта объектов, составления логистических цепочек по
закупке и доставке необходимых предметов материально-
технического обеспечения.
Основными мировыми поставщиками решений класса
EAM для морской техники является компании AMOS (Норве-
гия), Oracle (США) и SAP (Германия). Решения иностранных
производителей: AMOS, SAP PM, OraclecMRO используются
и Российскими компаниями с государственным участием,
например, компаниями Росатомфлот, Росморпорт, Газфлот,
Газпромнефть, Роснефть и другими.Учитывая стратегиче-
ский характер отраслей, связанных с эксплуатацией мор-
ской техники для экономики РФ, подобная зависимость от
импортных поставщиков создает определенные угрозы для
экономической безопасности государства. При этом у отече-
ственных предприятий существуют реальные возможности
по внедрению и использованию отечественных конкуренто-
способных решений для управления эксплуатацией объектов
морской техники.
Для обеспечения жизненного цикла подобных объектов
необходимо решение широкого круга задач, таких как:
– создание эффективной системы технического обслужи-
вания (ТО) и материально-технического обеспечения;
Использование программного комплекса
управления эксплуатацией «Seascape»
для объектов морской техники атомной
и нефтегазовой отраслей
– оценка и обоснование стоимости эксплуатационных
расходов;
– снижение количества возникающих отказов и увеличе-
ние доли плановых ремонтов и ТО;
– увеличение скорости и качества подготовки техниче-
ского и обслуживающего персонала, за счёт использования
интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР)
и тренажёров;
– проведение анализа логистической поддержки (АЛП),
являющегося инструментом повышения качества и сокраще-
ния затрат на эксплуатацию и обслуживание.
Согласно данным имеющихся статистических исследо-
ваний, использование технологий управления жизненным
циклом (ИЛП и управления эксплуатацией), обеспечивает:
– сокращение срочных закупок запасных частей – 29%;
– сокращение времени ожидания запасных частей – 29%;
– сокращение сверхурочных работ – 22%;
– сокращение аварийных работ – 31%;
– увеличение доли плановых ремонтов – 78%;
– уменьшение случаев нехватки запасов – 29%;
– сокращение складских запасов – 21%;
– повышение коэффициента готовности техники – 17%;
– повышение производительности работ по техническому
обслуживанию и ремонту – 19%.
С целью достижения приведенных показателей ЗАО «Си
Проект» (Россия, Санкт-Петербург) уже более 10 лет созда-
ет системы и комплексы, обеспечивающие решение задач
управления жизненным циклом. В этом году компания раз-
работала новую версию типового решения по управлению
эксплуатацией, программный комплекс «Seascape». (Рис. 1).
В оборонной промышленности подобные комплексы или си-
стемы информационной поддержки эксплуатации широко
известны и используются на большинстве современных кора-
блей и подводных лодок ВМФ РФ.
Функциональные возможности программного комплекса
«Seascape» не уступают возможностям зарубежных систем,
обеспечивают решение всех необходимых задач по управле-
нию эксплуатацией объекта морской техники, в частности:
– планирование технического обслуживания и ремонта;
– обеспечение заказа и поставки необходимых предметов
материально-технического обеспечения;
– учет неисправностей и проведение рекламационной
работы;
– организация подготовки и контроль уровня подготовки
персонала;
– обеспечение информационно-справочной поддержки;
– накопление и анализ опыта эксплуатации, оптимизация
организации проведения мероприятий по поддержанию над-
лежащего технического состояния объекта.
Данный комплекс предназначен для использования обслу-
живающим персоналом, службами эксплуатации и ремонтными
бригадами непосредственно на объекте, например, на плаву-
чей атомной электростанции, газодобывающей платформе и т.п.
При разработке были учтены мировой опыт создания подоб-
ных систем, а также основные особенности нормативных доку-
ментов, предназначенных для организации интегрированной
логистической поддержки в атомной и нефтегазовой отраслях.
Программный комплекс обеспечивает выдачу конкрет-
ных, пошаговых рекомендаций обслуживающему техническо-
му персоналу по использованию, обслуживанию и ремонту
техники, а также автоматизированное решение всех задач,
возникающих в процессе эксплуатации:
– определение наиболее подходящей стратегии проведе-
ния технического обслуживания и ремонта с учетом режима-
использования объекта;
– определение номенклатуры и необходимого количества
запасных частей, контроль состояния запасов и учет движе-
ния материальных средств;
– осуществление плановых закупок (заказов) запасных
частей с длительным сроком поставки;
– контроль допусков уровня подготовки персонала;
– планирование технического обслуживания и ремонта
техники и связанных с этим простоев;
– планирование, проведение и контроль проведения ме-
роприятий по обязательным проверкам, испытаниям, осви-
детельствованиям;
– оценка стоимости обслуживания на различные периоды
(месяц, квартал, год);
– обеспечение безусловного выполнения персоналом
регламентированных требований к эксплуатации техники,
снижение количества отказов, связанных с неправильной
эксплуатацией и обслуживанием;
– формирование документов, сопровождающих эксплуа-
тацию (справок, отчетов, планов);
– получение аналитической информации, позволяющей
оценить эффективность использования техники.
Одной из особенностей разработанного типового реше-
ния является возможность тесной интеграции с другими, уже
имеющимися информационными системами:
– системами АСУ ТП и системами диагностики (датчики,
системы наблюдения), обеспечивающими получение и нако-
пление объективной первичной информации о техническом
состоянии объекта;
– «большими» корпоративными системами мониторинга
технического состояния.
Программные комплексы управления эксплуатацией ста-
новятся необходимым связующим звеном, обеспечивающим
не только рост эффективности использования объектов
энергетики, но и сквозной, «очищенный» от человеческого
фактора, мониторинг технического состояния инфраструк-
туры энергетических отраслей. Причем результаты такого
мониторинга доступны в режиме «on-line».
Разработанный ЗАО «Си Проект», программный ком-
плекс универсален в применении и может обеспечить под-
держку эксплуатации различных стационарных и мобильных
объектов энергетической сферы, таких как ПАЭС, наземные
и морские добычные комплексы, газопроводы и газовые хра-
нилища. Внедрение отечественного программного комплекса
Seascape может быть осуществлено в интересах предприятий
с государственным участием, таких как: Росатом, Росатом-
флот, Газфлот, Газпромнефть, Роснефть и др.
Роман Мыскин, ЗАО «Си Проект»,
http://www.seaproject.ru