Использование программного комплекса управление эксплуатацией "Seascape" для объектов морской техники атомной и нефтегазовой отраслей
Атомная и нефтегазовая отрасли сегодня являются наи- более высокотехнологичными отраслями промышленности и по сути стартовой платформой, обеспечивающей внедре- ние передовых инновационных технологий, их адаптацию и применение в смежных прикладных областях. Процессы добычи, транспортировки и переработки природного газа и нефти, использования атомной энергии сопряжены с ис- пользованием сложного и дорогостоящего оборудования, нуждающегося в грамотном обслуживании и ремонте. Доля затрат на приобретение и обслуживание техники в структу- ре расходов предприятий атомной и нефтегазовой отрасли велика, а, значит, уровень их конкурентоспособности в су- щественной степени зависит от того, насколько эффективно будет использоваться оборудование. На различных этапах жизненного цикла сложные инже- нерные объекты, такие как плавучие атомные электростанции и буровые платформы, а также морские транспортные объек- ты, проходят множество состояний: замысел, формирование исходных технических требований, проектирование архитек- туры и разработка рабочей конструкторской документации, изготовление, эксплуатация, модернизация и вывод из строя. В управлении различных федеральных ведомств, а также Российских энергетических компаний с государственным участием находится большое количество морской техники, в частности: – плавучие атомные электростанции (Росатомфлот); – морские и речные суда для осуществления контейнер- ных и других видов перевозок (например, Совкомфлот); – танкеры для транспортировки сжиженного газа и нефти (Газфлот,Роснефть); – флот для проведения спасательных операций (Феде- ральное агентство морского и речного транспорта); – ледокольный флот, в том числе атомные ледоколы (Рос- морпорт, Росатомфлот); – морская техника для освоения шельфа (Газпром, Рос- нефть). Для перечисленных видов техники характерны такие осо- бенности, как высокая техническая сложность, длительный (до 50 лет) срок и высокая стоимость эксплуатации, эколо- гические риски, автономный характер использования и вы- сокие требования к надежности и безопасности эксплуатации. Эксплуатация таких объектов часто осуществляется в сложных климатических условиях, связана с соблюдением повышен- ных норм безопасности, а также экологическими рисками. Для поддержания надлежащего технического состояния объектов морской техники требуется постоянное проведение комплекса мероприятий по отслеживанию износа основных механизмов, проведению технического обслуживания и ре- монта, поставке и замене запасных частей. От организации процесса эксплуатации в существенной степени зависит на- дежность работы объекта морской техники и эффективность его использования. Для грамотной организации процесса эксплуатации мор- ской техники Российскими компаниями, как и во всем мире, широко используются информационные системы класса EAM (Enterprise Аsset Management – управление корпоративными активами). Системы данного класса используются для систе- матизации и оптимизации правил обслуживания техники, планирования использования, технического обслуживания и ремонта объектов, составления логистических цепочек по закупке и доставке необходимых предметов материально- технического обеспечения. Основными мировыми поставщиками решений класса EAM для морской техники является компании AMOS (Норве- гия), Oracle (США) и SAP (Германия). Решения иностранных производителей: AMOS, SAP PM, OraclecMRO используются и Российскими компаниями с государственным участием, например, компаниями Росатомфлот, Росморпорт, Газфлот, Газпромнефть, Роснефть и другими.Учитывая стратегиче- ский характер отраслей, связанных с эксплуатацией мор- ской техники для экономики РФ, подобная зависимость от импортных поставщиков создает определенные угрозы для экономической безопасности государства. При этом у отече- ственных предприятий существуют реальные возможности по внедрению и использованию отечественных конкуренто- способных решений для управления эксплуатацией объектов морской техники. Для обеспечения жизненного цикла подобных объектов необходимо решение широкого круга задач, таких как: – создание эффективной системы технического обслужи- вания (ТО) и материально-технического обеспечения; Использование программного комплекса управления эксплуатацией «Seascape» для объектов морской техники атомной и нефтегазовой отраслей – оценка и обоснование стоимости эксплуатационных расходов; – снижение количества возникающих отказов и увеличе- ние доли плановых ремонтов и ТО; – увеличение скорости и качества подготовки техниче- ского и обслуживающего персонала, за счёт использования интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР) и тренажёров; – проведение анализа логистической поддержки (АЛП), являющегося инструментом повышения качества и сокраще- ния затрат на эксплуатацию и обслуживание. Согласно данным имеющихся статистических исследо- ваний, использование технологий управления жизненным циклом (ИЛП и управления эксплуатацией), обеспечивает: – сокращение срочных закупок запасных частей – 29%; – сокращение времени ожидания запасных частей – 29%; – сокращение сверхурочных работ – 22%; – сокращение аварийных работ – 31%; – увеличение доли плановых ремонтов – 78%; – уменьшение случаев нехватки запасов – 29%; – сокращение складских запасов – 21%; – повышение коэффициента готовности техники – 17%; – повышение производительности работ по техническому обслуживанию и ремонту – 19%. С целью достижения приведенных показателей ЗАО «Си Проект» (Россия, Санкт-Петербург) уже более 10 лет созда- ет системы и комплексы, обеспечивающие решение задач управления жизненным циклом. В этом году компания раз- работала новую версию типового решения по управлению эксплуатацией, программный комплекс «Seascape». (Рис. 1). В оборонной промышленности подобные комплексы или си- стемы информационной поддержки эксплуатации широко известны и используются на большинстве современных кора- блей и подводных лодок ВМФ РФ. Функциональные возможности программного комплекса «Seascape» не уступают возможностям зарубежных систем, обеспечивают решение всех необходимых задач по управле- нию эксплуатацией объекта морской техники, в частности: – планирование технического обслуживания и ремонта; – обеспечение заказа и поставки необходимых предметов материально-технического обеспечения; – учет неисправностей и проведение рекламационной работы; – организация подготовки и контроль уровня подготовки персонала; – обеспечение информационно-справочной поддержки; – накопление и анализ опыта эксплуатации, оптимизация организации проведения мероприятий по поддержанию над- лежащего технического состояния объекта. Данный комплекс предназначен для использования обслу- живающим персоналом, службами эксплуатации и ремонтными бригадами непосредственно на объекте, например, на плаву- чей атомной электростанции, газодобывающей платформе и т.п. При разработке были учтены мировой опыт создания подоб- ных систем, а также основные особенности нормативных доку- ментов, предназначенных для организации интегрированной логистической поддержки в атомной и нефтегазовой отраслях. Программный комплекс обеспечивает выдачу конкрет- ных, пошаговых рекомендаций обслуживающему техническо- му персоналу по использованию, обслуживанию и ремонту техники, а также автоматизированное решение всех задач, возникающих в процессе эксплуатации: – определение наиболее подходящей стратегии проведе- ния технического обслуживания и ремонта с учетом режима- использования объекта; – определение номенклатуры и необходимого количества запасных частей, контроль состояния запасов и учет движе- ния материальных средств; – осуществление плановых закупок (заказов) запасных частей с длительным сроком поставки; – контроль допусков уровня подготовки персонала; – планирование технического обслуживания и ремонта техники и связанных с этим простоев; – планирование, проведение и контроль проведения ме- роприятий по обязательным проверкам, испытаниям, осви- детельствованиям; – оценка стоимости обслуживания на различные периоды (месяц, квартал, год); – обеспечение безусловного выполнения персоналом регламентированных требований к эксплуатации техники, снижение количества отказов, связанных с неправильной эксплуатацией и обслуживанием; – формирование документов, сопровождающих эксплуа- тацию (справок, отчетов, планов); – получение аналитической информации, позволяющей оценить эффективность использования техники. Одной из особенностей разработанного типового реше- ния является возможность тесной интеграции с другими, уже имеющимися информационными системами: – системами АСУ ТП и системами диагностики (датчики, системы наблюдения), обеспечивающими получение и нако- пление объективной первичной информации о техническом состоянии объекта; – «большими» корпоративными системами мониторинга технического состояния. Программные комплексы управления эксплуатацией ста- новятся необходимым связующим звеном, обеспечивающим не только рост эффективности использования объектов энергетики, но и сквозной, «очищенный» от человеческого фактора, мониторинг технического состояния инфраструк- туры энергетических отраслей. Причем результаты такого мониторинга доступны в режиме «on-line». Разработанный ЗАО «Си Проект», программный ком- плекс универсален в применении и может обеспечить под- держку эксплуатации различных стационарных и мобильных объектов энергетической сферы, таких как ПАЭС, наземные и морские добычные комплексы, газопроводы и газовые хра- нилища. Внедрение отечественного программного комплекса Seascape может быть осуществлено в интересах предприятий с государственным участием, таких как: Росатом, Росатом- флот, Газфлот, Газпромнефть, Роснефть и др. Роман Мыскин, ЗАО «Си Проект», http://www.seaproject.ru